ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ. СДЕЛКИ. Петрова Н.Н.

В составе акционерного общества два владельца крупных пакетов акций, каждое из которых является обществом с ограниченной ответственностью и имеет в собственности 26% голосующих акций акционерного общества. Единственным участником этих ООО является одно и то же лицо. Составляют ли эти ООО группу лиц с акционерным обществом и является ли сделка общества с участником этих ООО заинтересованной?

В.данном случае при решении вопроса о признании акционеров АО, владеющих по 26% акций, входящими в одну группу с АО, необходимо руководствоваться ч. 9 п. 1 ст. 9 закона о защите конкуренции[i]. Указанная норма закона в качестве основания признания хозяйственного общества и владельцев его акций лицами, входящими в одну группу, указывает на принадлежность таким владельцам совместно более 50% голосующих акций при условии, что они по какомулибо основанию, указанному в п. 1 ст. 9 закона, входят в одну и ту же группу. В рассматриваемой ситуации каждое ООО составляет группу лиц со своим единственным участником (ч. 1 п. 1 ст. 9 закона). Соответственно, оба ООО, составляя группу лиц с одним и тем же лицом, составляют группу и друг с другом (ч. 8 п. 1 ст. 9 закона). Таким образом, акционерное общество и оба ООО составляют группу лиц по ч. 9 п. 1 ст. 9 закона о защите конкуренции. В свою очередь, обоих акционеров общества, владеющих по 26% его голосующих акций, на основании ст. 4 закона о конкуренции[ii] следует признать аффилированными лицами АО и друг друга.

Относительно квалификации сделки акционерного общества с участником ООО в качестве заинтересованной сделки необходимо отметить следующее. Действующая в настоящее время редакция гл. XI закона об АО к лицам, которые потенциально могут быть признаны заинтересованными, относит членов органов управления, лиц, имеющих право давать обществу обязательные указания, и контролирующих лиц этого АО. К последним согласно ст. 81 закона относятся, в частности, лица, которые прямо или косвенно (через подконтрольных лиц) имеют право распоряжаться более чем 50% голосов в высшем органе управления акционерного общества. Применительно к рассматриваемой ситуации контролирующим лицом АО следует признать участника обоих ООО, владеющего через подконтрольные ему общества с ограниченной ответственностью 52% голосующих акций общества. Таким образом, сделка акционерного общества с этим лицом в силу прямого указания закона является заинтересованной. Заметим, что ранее диспозиция ст. 81 закона вместо контролирующих лиц содержала указание на акционеров, владеющих самостоятельно или совместно с аффилированными лицами более 20% голосующих акций. Следовательно, до 1 января заинтересованными в такой сделке лицами мы признали бы оба ООО, так как любое из них владеет более 20% голосующих акций, а стороной сделки является их аффилированное лицо (единственный участник). В случае одобрения такой сделки на общем собрании акционеров до 01.01.2017 при определении кворума по данному вопросу не учитывались бы голоса каждого общества с ограниченной ответственностью, заинтересованных в совершении обществом сделки. С 01.01.2017 заинтересованным лицом в этой ситуации, как мы уже сказали, является участник ООО, тогда как сами они выступают лишь средством контроля, что при формальном применении правил определения кворума по такому вопросу повестки дня влечет вывод о необходимости включения обоих ООО в список лиц, имеющих право голоса по вопросу об одобрении сделки.

Сын члена совета директоров акционерного общества является единственным участником общества с ограниченной ответственностью, выступающего стороной сделки с АО. Отвечает ли такая сделка признакам заинтересованной?

В соответствии со ст. 81 закона об акционерных обществах (как в действующей, так и предыдущей редакциях) заинтересованными в сделке лицами могут являться в числе прочих члены органов управления АО. До 01.01.2017 такие лица признавались заинтересованными, если они сами, их родители, дети, супруги, братья/сестры, а также их аффилированные лица являлись участниками сделки (занимали должности в органах управления лица - участника сделки либо являлись владельцами более 20% акций/долей участника сделки). В рассматриваемом примере общество с ограниченной ответственностью является аффилированным лицом сына члена совета директоров (ч. 1 п. 1 ст. 9 закона о защите конкуренции), следовательно, сделка отвечает критериям заинтересованности, так как стороной сделки является аффилированное лицо поименованного в законе родственника члена органа управления акционерного общества.

С 01.01.2017 указанная выше сделка также будет признаваться заинтересованной, но уже в силу следующего. Перечисляя признаки заинтересованности членов органов управления и иных лиц, ст. 81 закона об АО указывает на такие обстоятельства, как участие в сделке непосредственно этих лиц, их родственников (супругов, детей, родителей, братьев/сестер) и подконтрольных им организаций. ООО, участником которого является сын члена совета директоров, является подконтрольным ему лицом, а потому сделка акционерного общества с этим ООО носит характер заинтересованной. Заметим, что до вступления в силу обновленной гл. XI закона об АО признаки заинтересованности в такой сделке имелись бы даже в том случае, если бы сын члена совета директоров АО являлся не единственным владельцем долей в ООО, а участником с долей свыше 20, но менее 50%. Замена аффилированных лиц на контролирующих при перечислении признаков заинтересованности квалификацию такой сделки изменила.

Юридическое лицо (ООО1) Владеет 97% голосующий акций АО. Другое юридическое лицо (ООО2) владеет оставшимися 3% голосующих акций АО. ООО1 является единственным участником ООО2. Является ли сделка по приобретению ООО1 дополнительных акций акционерного общества заинтересованной и необходимо ли ее предварительное одобрение?

Согласно ст. 81 закона об акционерных обществах в новой редакции сделка признается заинтересованной, в том числе если стороной такой сделки выступает контролирующее лицо акционерного общества. В данном случае таковым является ООО1, что влечет квалификацию сделки по приобретению им дополнительных акций АО в качестве заинтересованной. Однако, с 01.01.2017 в силу прямого указания вышеназванной нормы закона правила о совершении заинтересованных сделок, в т. ч. их одобрении, не применяются к сделкам по размещению дополнительных акций, в т. ч. путем подписки.

Следует заметить, что ранее такая сделка также не подлежала одобрению, как сделка, в совершении которой заинтересованы все акционеры общества.

Следует ли ожидать замены категории Аффилированные лица на Контролирующие и подконтрольные в правилах приобретения крупных пакетов акций (гл. ХI.1 закона об АО)?

В 2016 году ГД РФ в первом чтении был принят законопроект № 1036047-6, направленный на совершенствование правового регулирования приобретения крупных пакетов акций. В числе прочих изменений проектом предлагается заменить институт аффилированных лиц на институты подконтрольных и контролирующих лиц, содержание которых раскрывается в законе о рынке ценных бумаг. Также предлагается прямо закрепить перечень физических лиц, акции которых подлежат учету при определении доли физического лица в общем количестве голосующих акций общества.


[i] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ О защите конкуренции.

[ii] 2 Закон от 22.03.1991 №-948-1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.