Председатель совета директоров как гипотетический орган управления. Часть 1

Начавшаяся в 2014 г. реформа корпоративного права предоставила конструкторам внутрифирменных систем управления широкие возможности эффективного комбинирования институтов коллегиальности и единоначалия, прежде всего в непубличном сегменте корпорирования.

Эти фундаментальные начала руководства хозяйственным обществом теперь не разделяет китайская стена". По воле авторов уставов они могут быть глубоко и взаимно интегрированы. Так, казавшаяся ранее незыблемой конструкция единоличного исполнительного органа п. 1 ст. 53 и п. 3 ст. 65.3 ГК РФ подверглась внушительной реконструкции с помощью инструментария коллективности в принятии решений.

Между тем специалисты и консультанты самых разных компаний наблюдают и своего рода обратный тренд - активизацию спроса их бенефициаров на внедрение принципов линейного подчинения и даже классического единоначалия в деятельность коллегиальных структур управления, в том числе советов директоров. Один из наиболее простых способов достижения такой цели заключается в наделении лидера этого коллегиального по своей природе органа - председателя наблюдательного совета - особыми полномочиями, не исключая нормотворческих и распорядительных.

Социально-экономический запрос на единоначалие коллегиальности": почему именно здесь и сейчас?

Отмеченная выше активизация творческих поисков приемлемых форматов трансформации фигуры председателя совета директоров (далее - ПСД) из скромного - видимого нормой п. 2 ст. 67 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ Об акционерных обществах" (далее - ФЗ об АО) - координатора работы этого органа в обладателя реальной управленческой власти, все более автономизируемой от компетенции совета как коллегии, думается, является производной некоторых значимых особенностей корпоративного управления в нашей стране1. В данной связи, помимо неизбежной ссылки на растущий уровень концентрации капитала и огосударствления российской экономики в целом, полагаем возможным привлечь внимание, в частности, к следующему.

Первое. Регулятор предложил довольно жесткую интерпретацию первого критерия ПАО по ст. 66.3 ГК РФ (акции публично размещаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах"). Его применение привело к тому, что большая часть прошедших через горнило приватизации 90-х годов прошлого века ОАО были признаны обладателями статуса публичной компании2.

В свою очередь, мажоритарные участники значительной массы таких обществ в сегменте крупного и умеренного крупного бизнеса, давно достигшие 90-процентных уровней контроля и поэтому воспринимающие их в качестве своих бизнесов", психологически не могут смириться с различными нормативными отягощениями" ПАО, прежде всего, с полноформатными объемами раскрытия и установлением минимального количественного состава совета директоров. При этом ПСД в таких структурах - эт... ✂