НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ПРИНЦИПОВ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ G20/ОЭСР: ОСНОВНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Принципы корпоративного управления ОЭСР (далее - Принципы) были первоначально утверждены в 1999 году, а в 2004 году была подготовлена их вторая редакция. Этот документ сразу получил большую популярность в мире, он стал основой для большинства инициатив в области корпоративного управления как в странах ОЭСР, так и в государствах, не являющихся членами ОЭСР.

Принципы определяют корпоративное управление как систему взаимоотношений между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Принципы также отмечают, что корпоративное управление является основой для определения целей компании, а также средств достижения этих целей и путей контроля за деятельностью.

Принципы были приняты в качестве одного из основополагающих стандартов устойчивости финансовых систем. Со своей стороны, Россия учитывала рекомендации Принципов как при разработке своих Кодексов корпоративного поведения (2002 г.) и корпоративного управления (2014 г.), так и при совершенствовании корпоративного законодательства.

За прошедшее десятилетие корпоративное управление в мире продолжало развиваться, поэтому в 2013 году была начата подготовка новой, третьей редакции Принципов корпоративного управления ОЭСР. В этой работе профильного Комитета по корпоративному управлению ОЭСР приняли участие представители не только стран ОЭСР, но и стран, находящихся в процессе присоединения. Вот почему представители Российской Федерации, включая авторов этой статьи, участвовали в дискуссиях по проекту документа на регулярных заседаниях упомянутого Комитета в 2013-2015 гг.

Эта работа была по существу завершена весной 2015 года, финальный вариант новой редакции был официально одобрен сначала Советом ОЭСР 8 июля, а затем на встрече министров финансов и руководителей центральных банков стран Большой двадцатки" (G20) 4 сентября. Обновленный документ получил название Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР". Таким образом, для России, не входящей в ОЭСР, но входящей в G20 наряду с другими странами БРИКС, значение и статус этого документа повысились.

Что нового содержится в новой редакции Принципов? Насколько существенны изменения? И какие из них наиболее интересны для нас?[1]

Общие подходы и структура документа

Прежде всего следует отметить, что общие подходы к содержанию и форме Принципов остались неизменными. Принципы не являются обязывающим документом (как и подавляющее большинство других документов ОЭСР - Принципов, Политик, Руководящих указаний и т. п.). Они имеют рекомендательный характер и, как правило, констатируют, что в некотором вопросе А" лучшая практика заключается в некоем решении В", тогда как решение С" является нежелательным. В большой мере это связано с консенсусным подходом при одобрении Принципов: они не должны содержать никаких слишком резких формулировок, которые могут показаться неприемлемыми для отдельных стран с точки зрения их сложившейся практики.

Принципы состоят из шести разделов. В прежней редакции выделялись следующие разделы:

I. Обеспечение основы для эффективной системы корпоративного управления.
II. Права акционеров и основные функции собственности.
III. Равное отношение к акционерам.
IV. Роль заинтересованных сторон (стейкхолдеров) в корпоративном управлении.
V. Раскрытие информации и прозрачность.
VI. Обязанности совета директоров.

В каждом разделе есть своего рода базовый тезис", раскрывающий содержание раздела, и несколько основных принципов, часть из которых разделена на субпринципы", также сформулированные в достаточно общем виде. После базового тезиса, а также после каждого принципа или субпринципа" приведены аннотации, то есть текстовые комментарии, уточняющие и расшифровывающие смысл и назначение данного тезиса или принципа.

В новой редакции Принципов названия разделов выглядят следующим образом:

I. Обеспечение основы для эффективной системы корпоративного управления.
II. Права акционеров, равное отношение к акционерам и основные функции собственности.
III. Институциональные инвесторы, фондовые рынки и иные посредники.
IV. Роль заинтересованных сторон (стейкхолдеров) в корпоративном управлении.
V. Раскрытие информации и прозрачность.
VI. Обязанности совета директоров.

Таким образом, в новой редакции четыре раздела (I, IV, V, VI) остались неизменными по названию; из них два остались практически неизменными и по самим принципам, включенным в них (IV, V), а еще два были дополнены некоторыми новыми принципами (I, VI). Два раздела (II, III) оказались объединены в один раздел II - как по названиям, так и по большей части включенных в него принципов. Наконец, появился новый раздел III, в который были перенесены некоторые принципы из других разделов и добавлен ряд новых принципов.

Преамбула

Достаточно большие изменения, хотя скорее редакционные, чем меняющие общий смысл, были внесены в Преамбулу Принципов (которая теперь называется просто О Принципах"). В частности, там:

  • акцентируется мысль, что хорошее корпоративное управление способствует экономической эффективности, устойчивому росту и финансовой стабильности; оно снижает стоимость капитала для компаний и обеспечивает доверие со стороны населения, благодаря которому и происходит превращение сбережений в инвестиции для реальной экономики;
  • подчеркивается, что главное средство достижения этих целей - создание правильных стимулов для всех участников отношений в сфере КУ (акционеров, финансовых посредников, сервисных структур, членов советов директоров, менеджмента) выполнять свою роль в этой системе сдержек и противовесов; тем самым финансовые посредники (биржи, брокеры, институциональные инвесторы), а также сервисные организации в сфере корпоративного управления (регистраторы, аудиторы, советники по голосованию", различные консультанты и т. п.) включаются в состав стейкхолдеров, что, на наш взгляд, абсолютно справедливо;
  • сохраняется тезис о том, что Принципы ориентированы прежде всего на публичные компании, однако и для непубличных компаний следование им может быть полезным;
  • подчеркивается, что для каждой конкретной страны государство, квазигосударственные структуры и частный сектор должны выработать наиболее подходящую систему обязательных требований и добровольных для исполнения рекомендаций с учетом экономических, правовых и культурных особенностей;
  • отмечается, что Принципы не претендуют на то, чтобы предрешать выбор конкретного бизнес-решения конкретным участником рынка - то, что работает в одной стране или в одной в конкретной ситуации, может не сработать в другой;
  • акцентируется особая важность единства подходов в сфере корпоративного управления в разных странах с учетом современной глобализации рынков и интернационализации потоков капитала.

Основы корпоративного управления

В разделе I Обеспечение основы для эффективной системы корпоративного управления" наряду с некоторыми редакционными поправками появились два новых принципа:

  • Принцип I.D Фондовые рынки должны поддерживать эффективное корпоративное управление". В аннотации к нему отмечается, что:

На стадии обсуждения новой редакции Принципов последняя тема формулировалась более отчетливо: выполнение биржами указанных функций может приводить к дополнительным расходам как самих бирж, так и их клиентов, что порождает противоречие с бизнес-моделью функционирования бирж как коммерческих корпораций, и это надо учитывать при выстраивании системы их регулирования. Но в итоговый текст аннотации к данному Принципу этот тезис не вошел из-за уже упомянутого консенсусного подхода" как метода принятия решений. Не нашлось места в окончательной версии и для справедливой мысли о том, что листингованные биржи должны сами внедрять стандарты наилучшего корпоративного управления и подавать пример другим компаниям.

  • Принцип I.F Должно быть обеспечено трансграничное сотрудничество, включая двусторонние и многосторонние соглашения об обмене информацией [между регуляторами]". В аннотации к принципу отмечается, что многие компании ведут свой бизнес одновременно в нескольких юрисдикциях, в том числе получают листинг на биржах разных стран, поэтому такое сотрудничество между регуляторами приобретает особую значимость.

В разделе I также появились новые формулировки о важности эффективного регулятора в сфере КУ, в том числе о положительном опыте возложения таких функций на независимых регуляторов рынка ценных бумаг (аннотация к принципу I.Е); о том, что во избежание внутренних конфликтов желательно не возлагать на один государственный орган такие цели, как привлечение бизнеса и возложение санкций за нарушения (аннотация к принципу I.С); о необходимости поиска баланса между публичным и частным энфорсментом в сфере КУ (аннотация к принципу I.В), и др.

Права акционеров

В разделе II Права акционеров, равное отношение к акционерам и основные функции собственности" наиболее принципиальная новелла - новый принцип II.F о сделках со связанными сторонами (related-party transactions", RPT, в российской терминологии - сделки с заинтересованностью"). (Следует отметить, что это понятие использовалось и в предшествующей редакции Принципов, но только в разделе о раскрытии информации.)

В рамках принципа II.F прямо указывается, что сделки со связанными сторонами должны одобряться и заключаться таким образом, чтобы обеспечить надлежащий контроль за конфликтом интересов и защитить интересы компании и акционеров. В аннотации к подпринципу II.F.1 отмечается, что RPT - серьезная проблема на любом рынке, но особенно на рынках с высокой концентрацией акционерной собственности и преобладанием бизнес-групп (это явно относится в том числе к России). Вместе с тем запрещать такие сделки неверно, так как сами по себе они не обязательно содержат в себе что-то плохое для компании или ее стейкхолдеров. Надо выстроить систему грамотного управления возникающими конфликтами интересов.

Принципы не устанавливают однозначных требований к регулированию сделок со связанными сторонами, но указывают (аннотации к подпринципам II.F.1 и II.F.2), что для эффективного решения возникающих проблем с RPT целесообразно:

  • четко определить, какие стороны являются связанными (иначе говоря, какие лица признаются заинтересованными), - как вариант, опираясь на международно признанные стандарты учета;
  • определить круг изъятий, при которых сделки со связанными сторонами не требуют специального регулирования (например, установить критерий материальности" и исключить из-под специального одобрения сделки на незначительные суммы);
  • установить четкие процедуры одобрения таких сделок, если конфликт интересов по ним является значимым: например, одобрение советом директоров, или одобрение только независимыми директорами, в некоторых случаях - одобрение общим собранием акционеров за исключением заинтересованных акционеров;
  • установить обязанность членов совета директоров и ключевых менеджеров уведомлять совет директоров о наличии у них прямой или косвенной заинтересованности (в том числе при действиях в интересах третьих лиц) в каких-либо сделках или иных вопросах, затрагивающих компанию; в некоторых юрисдикциях это распространяется и на контролирующих акционеров.

Как известно, в российском законодательстве эти сделки давно регулируются, причем, как представляется, по ряду параметров регулируются излишне жестко. В настоящее время ведется работа по совершенствованию этого регулирования в направлении большей сбалансированности интересов разных групп стейкхолдеров - мажоритарных акционеров, миноритариев, менеджмента и кредиторов. В ходе этой работы было бы целесообразно учесть соответствующие положения из новой редакции Принципов.

В дальнейшем сделки со связанными сторонами еще раз обсуждаются в разделе V (подпринцип V.A.6) в контексте раскрытия информации. Из новелл можно отметить следующие:

  • отмечается, что информация о значимых (материальных") RPT и об их условиях должна раскрываться рынку; если критерии материальности" не установлены законодательно, от компаний необходимо требовать, чтобы они раскрывали свою политику или критерии определения материальности";
  • хорошей практикой является раскрытие материальных" RPT сразу при их совершении, с возможным исключением регулярных и повторяющихся сделок на рыночных условиях, которые могут раскрываться в периодических отчетах;
  • если критерии материальности" установлены как количественные, необходимо также установить правила, препятствующие сокрытию информации о материальных" RPT путем их дробления на несколько меньших по объему сделок.

В рамках подпринципа II.С.4 обсуждается проблематика политики вознаграждений директоров и менеджмента, которая вызвала острые дискуссии по ходу подготовки новой редакции Принципов. В целом редакция аннотации изменилась в сторону более выраженной поддержки идеи о том, что для акционеров важно иметь возможность участвовать в выработке политики вознаграждений, применяемой в компании, как и в ее корректировке. При этом, однако, в окончательный текст не вошло вызвавшее бурную и длительную полемику спорное положение о том, что раскрытие информации о размере персональных вознаграждений членов совета директоров и топ-менеджеров является наилучшей практикой.

Принцип D раздела II посвящен вопросам взаимодействия акционеров между собой при осуществлении своих корпоративных прав (с точки зрения Принципов, это должно быть позволено, кроме случаев, когда такое взаимодействие может повредить интересам других акционеров или стейкхолдеров). В развитие этой проблематики новая редакция Принципов вводит идею о том, что регуляторы для повышения определенности могут давать разъяснения о том, какие формы координации или соглашений между акционерами могут рассматриваться как неправомерные (например, для целей регулирования поглощений), а какие формы, наоборот, заведомо не будут рассматриваться как неправомерные (аннотация к принципу II.D).

В нескольких местах в разделе II упоминается о необходимости развития электронного голосования" (при соблюдении достаточного уровня защиты от несанкционированного доступа), предоставления информации в электронном виде акционерам при подготовке общего собрания, и т. п.

Институциональные инвесторы, биржи и посредники

Наиболее крупные изменения, конечно, связаны с появлением нового раздела III Институциональные инвесторы, фондовые рынки и иные посредники". Выделение данной тематики в отдельный раздел отражает признание различных финансовых институтов в качестве еще одной категории стейкхолдеров, а также их растущей роли в системе корпоративного управления.

В разделе III отмечается, что между эмитентом и конечным бенефициарным владельцем ценных бумаг в современной экономике может стоять целая цепочка разного рода посредников, цели и действия которых так или иначе влияют и на конечный результат для инвестора и на всю систему корпоративного управления в целом. При этом возможны разные бизнес-модели участия институциональных инвесторов и управляющих активами в корпоративном управлении. Для одних инвестиционных посредников свойственно активное участие в корпоративных процедурах, включая голосование, а другие могут считать его неоправданным, так как такое участие требует издержек (например, на сбор и анализ информации для рационального голосования), но не всегда адекватно повышает отдачу от инвестиций. Законодательное обязывание институциональных инвесторов голосовать по акциям, в которые они инвестировали, не всегда эффективно, так как голосование легко может стать формальным (аннотации к Базовому тезису раздела III).

Принципы считают правильной практику, в соответствии с которой институциональные инвесторы раскрывают свою политику корпоративного управления в отношении своих инвестиций, в том числе политику голосования, причем хорошей практикой является раскрытие результатов такого голосования.

Информация об активной политике в сфере корпоративного управления, осуществляемой институциональным инвестором, должна быть доступна клиентам (Принцип III.А и аннотация к нему). Кроме того, институциональные инвесторы должны раскрывать информацию о том, каким образом они разрешают существенные конфликты интересов (Принцип III.С). Добавлено новое положение, что структура вознаграждений за управление активами и иные посреднические услуги должна быть прозрачна (аннотация к Принципу III.С).

Дополнительно отмечается, что в некоторых юрисдикциях приняты так называемые Stewardship Codes" (Кодексы служения"), где сформулированы принципы лучшей практики институциональных инвесторов в сфере корпоративного управления (аннотация к Базовому тезису раздела III).

Еще ряд важных новых тезисов из Раздела III:

  • если кастодианы или номинальные держатели акций голосуют, они должны это делать в соответствии с указаниями конечных владельцев акций (а не просто исходя из их интересов", как было указано в предыдущей версии) (Принцип III.B);
  • консультанты по голосованию (proxy advisors), аналитики, брокеры, рейтинговые агентства и другие лица, которые предоставляют анализ или рекомендации для принятия решений инвесторами, должны раскрывать конфликты интересов в своей деятельности и минимизировать их;
  • для компаний, получивших листинг в иной юрисдикции, чем та, в которой они созданы, должны быть раскрыты применимые корпоративные законы и регулирование (в части прав акционеров, функций органов управления, корпоративных процедур и т. д.), чтобы не создавалась неопределенность для инвесторов; в случае листинга на нескольких биржах (кросс-листинг") необходимо, чтобы критерии и процедуры признания листинговых требований первичного листинга были прозрачными (Принцип III.F и аннотация к нему);
  • для принятия обоснованных инвестиционных решений инвесторы нуждаются в качественной и справедливой рыночной информации, прежде всего о ценах на торгуемые инструменты; поэтому структура и порядок функционирования фондовых бирж и торговых систем должны обеспечивать эффективное и справедливое ценообразование как основу для эффективного корпоративного управления (Принцип III.G и аннотация к нему).

Стейкхолдеры. Раскрытие информации

Раздел IV Роль заинтересованных сторон (стейкхолдеров) в корпоративном управлении" содержит по преимуществу редакционные правки: например, указание, что стейкхолдеры, недовольные незаконными или неэтичными практиками в компании, должны иметь возможность пожаловаться не только в совет директоров, но и в государственные органы, и т. п.

Раздел V Раскрытие информации и прозрачность" также содержит по преимуществу редакционные правки.

  • В аннотации к подпринципу V.А.2 об информации, подлежащей раскрытию, добавлено упоминание о необходимости раскрытия важной нефинансовой информации, включая бизнес-этику, социальные вопросы, отношение к защите окружающей среды, соблюдение прав человека, пожертвования на политические цели и т. д. Отмечается, что во многих странах для крупных компаний требования о раскрытии такой информации установлены как обязательные, в других странах компании раскрывают такую информацию добровольно.
  • В подпринципе V.А.3 и аннотации к нему усилены формулировки о важности информации не только о формальных акционерах, но и о конечных бенефициарах (beneficial owners), в целях предотвращения конфликтов интересов и инсайдерской торговли, регулирования сделок со связанными сторонами, эффективного энфорсмента. Отмечается, что такая информация должна быть во всяком случае доступна регуляторам и судам, а также раскрываться в той мере, в какой это возможно.
  • Редакционные поправки внесены в аннотацию к принципу V.С, который касается требований к внешним аудиторам, и в аннотацию к принципу V.Е, который посвящен каналам распространения информации, в частности, там появляется прямое указание на важность предоставления значимой и актуальной информации о компании через ее собственный сайт.

Совет директоров

Раздел VI Обязанности совета директоров" не претерпел кардинальных изменений, однако в него внесены новый принцип VI.G, посвященный участию работников в советах директоров, и новый подпринцип VI.Е.4, посвященный оценке результатов работы советов директоров, а в ряде принципов или аннотаций к ним появились существенные дополнения.

Новый принцип VI.G гласит:

Если предусмотрено обязательное представительство работников в совете директоров, должны быть развиты механизмы, облегчающие доступ к информации и повышение квалификации для представителей работников, чтобы такое представительство осуществлялось эффективно и способствовало повышению квалификации, информированности и независимости совета".

Однако эти положения не выглядят актуальными для России.

Новый подпринцип VI.Е.4 гласит:

Совет директоров должен регулярно проводить оценку своей работы, чтобы оценивать ее эффективность и определять, достигается ли правильное соотношение опыта и компетенций в совете".

В аннотации к принципу добавляется, что:

  • во многих юрисдикциях поощряется проведение компаниями тренингов для членов советов директоров и добровольное оценивание качества их работы;
  • для крупных компаний полезно проводить внешнюю оценку качества работы совета для повышения ее (оценки) объективности;
  • в национальных законодательствах могут вводиться такие меры, как добровольная постановка целей для членов совета директоров, повышенный уровень прозрачности, инициативы по повышению гендерной диверсифицированности советов директоров и высшего менеджмента или по введению иных квот в таких органах. При этом необходимо отслеживать и анализировать соотношение затрат и результатов на реализацию таких инициатив.

Подпринцип VI.Е.2, посвященный комитетам советов директоров, дополнен следующим важным положением: Советы должны рассмотреть вопрос о создании специализированных комитетов, которые облегчают совету в целом выполнение его функций, прежде всего по аудиту, а также, в зависимости от размера компании и ее риск-профиля, по риск-менеджменту и по вознаграждениям".

В аннотации к принципу VI.С (Совет директоров должен соблюдать высокие этические стандарты и учитывать интересы стейкхолдеров") добавлено указание на то, что в некоторых юрисдикциях вводятся требования к совету директоров осуществлять надзор за разрешенными для менеджмента финансовыми стратегиями и стратегиями по налоговому планированию. Это должно предотвращать практики, не соответствующие долгосрочным интересам компаний и акционеров и могущие вызвать правовые и репутационные риски.

В подпринципе VI.D.1 и в аннотации к нему термин политика в отношении рисков" (risk policy) заменен термином политика и процедуры риск-менеджмента" (risk management policies and procedures) или просто риск-менеджмент". В аннотации к подпринципу VI.D.7 отмечается, что совет директоров должен играть ключевую роль в обеспечении эффективной системы надзора за рисками, и что в компаниях с крупными или комплексными (финансовыми и нефинансовыми) рисками может быть целесообразно создание специальных систем рапортирования о рисках.

В аннотации к подпринципу VI.D.4 (Обеспечение соответствия вознаграждений ключевых менеджеров и членов совета директоров долгосрочным интересам компании и акционеров") добавлено, что хорошей практикой считается включение в контракты положений о возможности снижения вознаграждений и даже частичного возврата уже выплаченных вознаграждений (malus and claw-back provisions) в случае причинения вреда компании по вине менеджмента.

Выводы

Итак, Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР были модифицированы с учетом изменений, произошедших в последние годы в сфере корпоративного управления как развитых, так и развивающихся стран, в результате долгих и тщательных обсуждений. При этом не потребовалось кардинальной трансформации Принципов, но многие внесенные поправки и уточнения следует оценить как своевременные и полезные для лучшего понимания современных тенденций и векторов развития в сфере корпоративного управления.

Представляется, что обновленный документ заслуживает внимательного изучения в России при принятии решений о направлениях совершенствования корпоративного законодательства и практики корпоративного управления.


[1] Мы предполагаем, что читатели журнала достаточно хорошо разбираются в основополагающих вопросах корпоративного управления, в том числе знакомы с прежней версией Принципов. Поэтому в рамках данной статьи мы воздержимся от пересказа тех положений, которые присутствовали в прежней редакции Принципов и сохранились в новой.